Скачать документ (формат .doc) (1 МБ)
Паспорт национального проекта «Демография» состоит из пяти Федеральных проектов.
Федеральный проект «Финансовая поддержка семей при рождении детей» направлен на внедрение к 2024 году механизма финансовой поддержки семей при рождении детей, создание благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, рождения детей, минимизации последствий изменения материального положения граждан в связи с рождением детей.
Всего за время проекта выплаты на первого ребенка получат не менее 1,3 млн. семей, в которых среднедушевой доход на каждого члена семьи не превышает 1,5 кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения.
С 1 января 2019 г. до 31 декабря 2021 г. будет продлено действие программы материнского (семейного) капитала и все семьи, имеющие двух и более детей, получат государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, а это не менее
1,6 млн. семей.
Не менее 415,5 тыс. семей, имеющих трех и более детей, проживающих в регионах, в которых сложилась неблагоприятная демографическая ситуация и величина суммарного коэффициента рождаемости не превышает 2, получат ежемесячную денежную выплату, назначаемую в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста 3 лет.
В 2024 году в 5 раз увеличится количество активно вовлеченных российских кредитных организаций, предоставляющих ипотечные кредиты (займы) гражданам, имеющим детей по ставке 6 процентов годовых.
Кроме того, будут увеличены объемы экстракорпорального оплодотворения, что даст возможность не менее 450,0 тыс. циклов экстракорпорального оплодотворения семьям, страдающим бесплодием, за счет средств базовой программы обязательного медицинского страхования.
Реализация Федерального проекта «Финансовая поддержка семей при рождении детей» носит межведомственный и системный характер, ведет к достижению целевого показателя № 2 Национального проекта.
В рамках федерального проекта «Содействие занятости женщин — создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет» одним из направлений является организация переобучения и повышения квалификации женщин в период отпуска по уходу за ребенком в возрасте до трех лет.
Данное мероприятие предполагает возможность для женщин пройти по направлению органов службы занятости профессиональное обучение и вернуться к трудовой деятельности на прежнее рабочее место (актуализировав профессиональные знания и навыки), либо после выхода из отпуска по уходу за ребенком в возрасте до трех лет трудоустроиться на новое место работы, наиболее подходящее для совмещения с обязанностями по воспитанию ребенка.
Реализация указанных мероприятий будет способствовать повышению конкурентоспособности и на рынке труда и профессиональной мобильности, развитию занятости женщин, имеющих детей, и обеспечит возможность совмещать трудовую занятость с семейными обязанностями.
Еще одним направлением федерального проекта «Содействие занятости женщин — создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет» является создание новых мест для самых маленьких детей в детских садах. Одна из задач государства — создавать условия для семей, способствующие увеличению рождаемости. Когда появляется первый ребенок, очень важно помочь молодой семье преодолеть неизбежно возникающие сложности, ощутить счастье быть родителями и осознано решиться на рождение второго и последующих детей. При принятии в семье решения о рождении следующего ребенка немаловажную роль играет возможность для женщины быстро возвращаться к активной трудовой деятельности после рождения очередного ребенка. Предоставление субъектам Российской Федерации финансовых средств из федерального бюджета позволит быстро построить новые детские сады. Создание 255 тысяч новых мест в детских садах для самых маленьких воспитанников обеспечивает доступность дошкольного образования и повышает качество жизни граждан России.
Также для семьи, имеющей маленького ребенка, очень важно знать, что в детском саду с ребенком организована работа с учетом его особенностей. Достичь такого индивидуального подхода возможно также в негосударственных организациях. Этому будет способствовать создание 16 тысяч дополнительных мест в негосударственном секторе дошкольного образования. Мероприятия проекта позволяют достичь этого результата в короткие сроки.
В федеральный проект «Создание условий для осуществления трудовой деятельности женщин, имеющих детей, включая достижение 100-процентной доступности (к 2021 году) дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет» Минтрудом России включены предложения по организации переобучения и повышения квалификации женщин в период отпуска по уходу за ребенком в возрасте до трех лет.
По оценке Минтруда России предполагаемая численность участников мероприятия ежегодно в среднем составит порядка 43,8 тыс. человек. Указанная численность рассчитана исходя из охвата программами обучения женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, и перспективной потребности.
Средняя стоимость курса (до 6 месяцев) обучения женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, ежегодно составляет:
в 2020 — 2021 годах: 48,949 тыс. рублей;
в 2022 — 2024 годах: 49,936 тыс. рублей.
Учитывая вышеизложенное, затраты на реализацию данного мероприятия в 2020 — 2024 годах составят:
ежегодно в 2020 — 2021 годах: 48,949 тыс. рублей × 38500 человек = 1 884,54 млн. рублей;
ежегодно в 2022 — 2024 годах: 49,936 тыс. рублей × 49000 человек = 2 446,88 млн. рублей.
Всего на реализацию мероприятия по организации переобучения и повышения квалификации женщин в период отпуска по уходу за ребенком в возрасте до трех лет потребуется: 2 × 1 884,54 млн. рублей + 3 × 2 446,88 млн. рублей = 11 109,72 млн. рублей.
Федеральный проект «Старшее поколение» носит межведомственны характер и направлен на создание к 2024 году условий для активного долголетия, качественной жизни граждан пожилого возраста, создание мотивации к ведению гражданами здорового образа жизни.
Важнейшими задачами общества являются признание важности людей старшего поколения формирование образа бздорового старения. Необходимо преодоление негативных стереотипов старости и дискриминации по отношению к людям старшего поколения, а также формирование благоприятной среды, способствующей активному долголетию, развитие форм интеграции граждан старшего поколения в жизнь общества
Для этого во всех 85 субъектах Российской Федерации будут приняты или актуализированы региональные программы, направленные на укрепление здоровья, увеличение периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни. Будет охвачено диспансеризацией не менее 28 миллионов лиц старше трудоспособного возраста, при этом важной особенность. Будет развиваться преемственность служб и развитие диспансерного наблюдения. Более 25 миллионов пожилых граждан будут охвачены диспансерным наблюдением.
Во всех 85 регионах в 2024 году будет создана система долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, включающая сбалансированные социальное обслуживание и медицинскую помощь на дому, в полустационарной и стационарной форме с привлечением патронажной службы и сиделок, а также по поддержке семейного ухода.
Будет полностью обновлена материально-техническая база стационарных организаций социального обслуживания, обеспечивающая комфортное проживание граждан, приближенное к домашним условиям, а также получение инвалидами, в том числе с ментальными нарушениями, навыков самостоятельного проживания.
В 2024 году на 33,6 процента увеличился удельный вес негосударственных организаций социального обслуживания, в общем количестве организаций социального обслуживания всех форм собственности
Во всех регионах будут созданы региональные гериатрические центры, в которых помощь получат не менее 850,0 тыс. граждан
Организация мероприятий по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию лиц предпенсионного возраста направлена на поддержку их занятости, в том числе в части обеспечения их конкурентоспособности на рынке труда. Для этих целей проектом предусмотрено обучение граждан предпенсионного возраста востребованным в экономике навыкам и компетенциям. В результате реализации указанных мероприятий начиная с 2019 года будет обучено ежегодно не менее 75 тысяч человек, таком образом к концу 2024 года не менее 450 тысяч человек.
В рамках Федерального проекта «Укрепление общественного здоровья» будут объединены меры, направленные на формирование системы мотивации граждан к ведению здорового образа жизни, включая здоровое питание (в том числе ликвидацию микронутриентной недостаточности, сокращение потребления соли и сахара), защиту от табачного дыма, снижение потребления алкоголя. Предусматриваемые проектом меры носят комплексный характер и предусматривают нормативное правовое регулирование, направленное на формирование профилактической среды, в которой минимизировано негативное воздействие факторов риска, мониторинг за состоянием питания различных групп населения с применением научных исследований, мотивирование через таргетированные коммуникации, активное вовлечение гражданского общества, а также работодателей через корпоративные программы укрепления здоровья. Федеральный проект предусматривает мероприятия, запланированные ранее приоритетным проектом «Формирование здорового образа жизни», включая преемственность финансового обеспечения этих мероприятий.
Кроме того, будет усовершенствована деятельность центров здоровья и отделений (кабинетов) медицинской профилактики, их дооснащение и создание на их базе центров общественного здоровья, в которых будет обучено не менее 42,5 млн. человек.
Успешная реализация проекта повлияет на достижение целей национального проекта по увеличению ожидаемой продолжительности здоровой жизни, увеличению числа граждан, ведущих здоровый образ жизни и числа граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом.
В рамках Федерального проекта «Спорт-норма жизни » будет решена задача по созданию для всех категорий и групп граждан условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышению уровня обеспеченности населения объектами спорта, и подготовки спортивного резерва, что позволит к 2024 году привлечь более половины населения к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Регулярные занятия физической культурой и спортом являются универсальным механизмом сохранения и укрепления здоровья, влияют на уровень физической подготовленности и работоспособности населения.
Практическая значимость поддержания необходимого уровня двигательной активности подкреплена данными Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), согласно которым двигательная инертность является четвертым по значимости фактором риска, влияющим на показатели смертности. В Глобальных рекомендациях по физической активности для здоровья, принятых ВОЗ в 2010 году, занятия физической культурой и спортом рассматриваются как эффективная форма профилактики заболеваемости, прежде всего, неинфекционных заболеваний. Показательно, что страны с высоким уровнем развития массового спорта одновременно лидируют и по средней продолжительности жизни населения.
Комплексный эффект запланированных федеральным проектом мероприятий по активизации соревновательной деятельности, повышению доступности спортивной инфраструктуры и физкультурно-оздоровительных услуг, формированию персональной мотивации к физическому развитию и самореализации, вносит вклад в увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни.