С 01 сентября 2020 года в деятельность учреждений социального обслуживания, подведомственных Депсоцразвития Югры будет внедрен проект «Сможем вместе»
ПОЛОЖЕНИЕ
о проекте «Сможем вместе»
Дети с ограниченными возможностями здоровья и их родители нуждаются в особой заботе государства. Передача ребенку с особенностями развития социального опыта, обучение социальным формам и способам деятельности осуществляется посредством реабилитации, воспитания, обучения, включения в различные виды деятельности и воздействия среды. Междисциплинарный подход, вовлечение учреждений различной направленности и ведомственной принадлежности, в том числе общественных организаций и объединений, обеспечение преемственности между различными участниками реабилитационного работы является важным условием ее эффективности.
Трудности социализации, средовой адаптации, нарушения социального взаимодействия, проблемы ориентации в быту, тяжелые нарушения и искажения потребности в общении, дефицитарность вербальных и невербальных форм общения, характерные для детей с ограниченными возможностями здоровья, требуют создания специальных условий и методов реабилитационной работы.
Потребность в основных видах деятельности (игра, общение, познание, труд) у детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья выше, чем у нормотипичных детей, так как им тяжелее приобретать учебные и трудовые навыки и умения. У большинства детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья из числа получателей социальных услуг не в полной мере развиты навыки адаптации в социальную среду, а также видение реализации своих возможностей в профессиональной среде. В этой связи возникает потребность в принятии соответствующих мер для социализации детей и подготовки их к последующей самостоятельной жизни.
Для решения этих задач и обеспечения дальнейшего положительного жизнеустройства детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья требуется содействие в наиболее максимальном и эффективном раскрытии их потенциала и способностей, создание и организация в муниципальных образованиях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры определенных условий для развития:
- творческой реабилитации и профессиональной ориентации в образовательных организациях и организациях дополнительного образования, организациях культуры;
- адаптивной физической культуры и спорта в спортивных и молодежных организациях;
- системы раннего вмешательства и социального сопровождения; социальной инклюзивной составляющей в различных сферах и направлениях жизнедеятельности с вовлечением здоровых сверстников;
- государственно-частного партнерства, участия некоммерческих организаций, представителей социально ответственного бизнеса в оказании социально значимых услуг детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья и воспитывающим их семьям;
- взаимодействия с общественными организациями инвалидов и волонтерскими организациями, молодежными инициативными организациями, неравнодушными активными гражданами, в том числе в рамках обеспечения социального сопровождения по различным направлениям жизнедеятельности;
- формирования дружелюбной инклюзивной среды и формирования позитивного отношения и признания способностей людей с ограниченными возможностями, в том числе с привлечением средств массовой информации и др.
В целях содействия в решении этих задач планируется проведение на базе комплексных центров социального обслуживания и реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
(далее – Учреждения) следующих мероприятий:
- привлечение социальных партнеров к реализации мероприятий, проводимых в рамках реализации Проекта;
- организация межведомственного взаимодействия с организациями образования, культуры, спорта, негосударственным сектором и общественными объединениями;
- улучшение материально-технической базы учреждений;
- вовлечение здоровых сверстников в организацию и проведение мероприятий, направленных на улучшение интеграции детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, проходящих курс реабилитации, при проведении массовых культурных, спортивных, благотворительных и других мероприятий.
Цель проекта:
Создание благоприятных условий для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, способствующих их бытовому, трудовому и физическому воспитанию, получению знаний и навыков, а также профессиональной ориентации, необходимых для самостоятельной жизнедеятельности и самоопределения.
Основные направления проекта:
- «Мои способности – мои возможности»;
- «Социальная инклюзия»;
- «Крепкая семья – счастливое детство».
- Направление «Мои способности – мои возможности»
Основные задачи для реализации в учреждениях:
- организация и оснащение универсальных игровых комнат, кабинетов социально-бытовой адаптации, социально-средовой и трудовой реабилитации;
- реализация совместно с государственными учреждениями службы занятости населения Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры (далее – центры занятости населения), а также во взаимодействии с учреждениями образования, культуры, спорта и предприятиями комплекса профориентационных мероприятий, направленных на знакомство с миром профессий, ориентацию на профессиональное самоопределение, выбор профессии, получение профессионального образования и дальнейшее трудоустройство; - информирование детей-инвалидов и их родителей об образовательных организациях, организациях дополнительного образования и организациях среднего профессионального образования в муниципальных районах и городских округах Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, где проживает получатель социальных услуг, во взаимодействии с учреждениями образования, культуры, спорта, в которых созданы условия для обучения детей-инвалидов;
- представление информации детям-инвалидам в возрасте от 12 до 18 лет и их родителям о возможности принять участие в региональном этапе Мирового чемпионата по профессиональному мастерству WorldSkills и Национального чемпионата по профессиональному мастерству для людей с инвалидностью «Абилимпикс»;
- реализация программ обучения родителей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, способам ухода и методам реабилитации или абилитации в домашних условиях, в том числе посредством обеспечения доступа к интернет-ресурсам для осуществления дистанционного обучения родителей;
- разработка и внедрение системы раннего вмешательства, социального сопровождения, программ активной поддержки родителей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
- организация встреч с людьми с инвалидностью, достигшими успехов в профессиональном развитии.
- Направление «Социальная инклюзия»
Основные задачи для реализации в учреждениях:
- благоустройство территорий реабилитационных центров и модернизация детских спортивно-игровых площадок;
- формирование навыков здорового образа жизни и интереса к физической культуре и спорту, создание условий для занятий детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья адаптивной физкультурой и спортом;
- создание системы творческой реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
- организация экскурсионных поездок для детей, проходящих реабилитацию в центрах, а также внедрение технологии «Виртуальный туризм», «Виртуальный музей» для знакомства с географией, мировыми культурными ценностями и др.;
- внедрение новых социальных технологий, направленных на изготовление детьми-инвалидами поделок и продукции декоративно-прикладного искусства, с возможностью их представления на различных социальных ярмарках творчества;
- привлечение волонтерских организаций к проведению совместных мероприятий, направленных на формирование у детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями позитивных интересов, творческого развития, организацию спортивных праздников;
- проведение совместных с волонтерами обучающих занятий по формированию социальных компетенций, развитию и сохранению навыков самообслуживания (осуществление гигиенических процедур, культура принятия пищи, уход за одеждой и обувью и т.д.), навыков, необходимых для самостоятельной жизни (культура поведения, приготовление пищи, покупка продуктов и товаров, пользование общественным транспортом, использование портала государственных и муниципальных услуг и т.д.), обучению и сохранению навыков пользования техническими средствами реабилитации (при необходимости) и навыков социально-средового взаимодействия и коммуникации (пользование мобильными устройствами, интернетом и др.), создание творческой реабилитации, а также мероприятия по адаптации данных лиц к самостоятельной жизни, выработки навыков, обеспечивающих максимально возможную самостоятельность в реализации основных жизненных потребностей (организации быта, досуга, общения и социальных связей);
- взаимодействие с общественными организациями инвалидов и волонтерскими организациями, молодежными инициативными организациями, неравнодушными активными гражданами, в том числе в рамках обеспечения социального сопровождения по различным направлениям жизнедеятельности; проведение социальных инклюзивных уроков доброты.
- «Крепкая семья – счастливое детство»
Основные задачи для реализации в учреждениях:
- оказание консультативной помощи родителям и законным представителям детей с ограниченными возможностями здоровья по вопросам социализации детей, заложения основ их физического, нравственного и интеллектуального развития;
- проведение занятий с участием родителей, направленных на информирование и организацию помощи родителям или законным представителям детей-инвалидов в обучении таких детей навыкам самообслуживания, общения и контроля, направленным на развитие личности;
- проведение родительских чтений, предполагающих работу с родителями, позволяющую родителям не только слушать лекции, но и изучать проблематику и литературу различной тематики и участвовать в ее обсуждении, рассмотрение вопросов укрепления семьи и семейных ценностей, всестороннее социальное развитие ребенка и патриотическое воспитание через институт семьи, профилактика социального сиротства;
- рассмотрение и обсуждение с родителями имеющихся проблемных вопросов и возможных путей их решения на межведомственных встречах с приглашением заинтересованных лиц;
- вовлечение родителей в проводимые мероприятия в формате «Папа, мама, я – дружная семья», предполагающие конкурсы рисунков, совместные спортивные, культурные мероприятия;
- содействие взаимодействию волонтерских движений с семьей и др.
Планируемые участники проекта:
- Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;
- реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры; - комплексные центры социального обслуживания населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;
- попечительские советы реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями и комплексных центров социального обслуживания населения;
- органы местного самоуправления;
- образовательные организации;
- организации молодежи и спорта;
- организации культуры муниципального уровня;
- социально-ориентированные некоммерческие организации;
- общественные организации (филиалы общероссийских общественных организаций, межрегиональные, региональные, местные общественные организации);
- органы службы занятости населения;
- средства массовой информации;
- родители (законные представители) детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья;
- предприятия и организации различных форм собственности;
- волонтерские и молодежные объединения и другие заинтересованные организации.
Ресурсы проекта:
- средства реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями и комплексных центров социального обслуживания населения;
- привлеченные средства (средства социальных партнеров, благотворителей, заинтересованных социально-ориентированных организаций);
информационные (теле-, радио-, интернет- сопровождение, размещение информации о реализации проекта на сайтах учреждений, администраций муниципальных образований и заинтересованных ведомств Ханты-Мансийского автономного округа – Югры).