Алгоритм
действий по реализации права родителей (законных представителей) детей-инвалидов, получающих услуги в образовательных организациях
и организациях социального обслуживания, на трудоустройство
по должности «тьютор», «ассистент (помощник)»
(далее – Алгоритм)
- Настоящий Алгоритм разработан на основании:
Федеральных законов:
от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании);
от 28 декабря 2014 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации»;
от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения
в Российской Федерации»;
постановления Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 года № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» (далее – постановление Правительства Российской Федерации № 678);
приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 года № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (далее — приказ № 761н);
приказов Министерства просвещения Российской Федерации:
от 31 июля 2020 года № 373 «Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (далее – приказ № 373);
от 28 августа 2020 года № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (далее — приказ № 442).
приказов Министерства труда Российской Федерации:
от 10 января 2017 года № 10н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» (далее — приказ № 10н);
от 12 апреля 2017 года № 351н «Об утверждении профессионального стандарта «Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ОВЗ» (далее — приказ № 351н);
писем Министерства просвещения Российской Федерации:
от 20 февраля 2019 года № ТС-551-07 «О сопровождении образования обучающихся с ограниченными возможностями и инвалидностью»;
от 7 февраля 2019 года № ВБ-234/07 «О направлении информации»;
постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 5 октября 2018 года № 343-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Поддержка занятости населения»»;
приказов Департамента социального развития
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры:
от 28 ноября 2014 года № 26-нп «Об утверждении нормативов штатной численности организаций социального обслуживания
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, подведомственных Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (далее – приказ № 26-нп);
от 28 февраля 2017 года № 03-нп «Об утверждении системы оплаты труда работников государственных учреждений, подведомственных Депсоцразвития Югры, оказывающих социальные услуги»
(далее – приказ № 03-нп);
иных нормативных правовых актов и распорядительных документов, регламентирующих норму права по вопросам трудоустройства граждан в образовательных организациях
и организациях социального обслуживания на должности «тьютор», «ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам
и лицам с ОВЗ» (далее – «ассистент (помощник)»).
- Алгоритм определяет условия и порядок реализации права родителей (законных представителей) детей-инвалидов
на трудоустройство в образовательных организациях и организациях социального обслуживания по должностям «тьютор» и «ассистент (помощник)» в целях создания необходимых условий для:
получения без дискриминации качественного образования лицами
с ОВЗ и лицами, имеющими инвалидность, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц методов, технологий и способов общения;
оказания социальных, реабилитационных, абилитационных услуг по обеспечению основных жизненных потребностей детей в силу заболевания, травмы, наличия инвалидности или нуждаемости в уходе.
- Под специальными условиями для получения образования лиц
с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ, методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного
и индивидуального пользования, проведение групповых
и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе предоставление услуг ассистента (помощника) и тьютора. - Услуга ассистента (помощника) предоставляется
в образовательных организациях и организациях социального обслуживания и заключается в обеспечении сопровождения и оказания технической помощи лицам с ОВЗ при организации обучающих мероприятий и предоставлении социальных услуг.
Основная цель вида профессиональной деятельности ассистента (помощника) выражается в оказании технической помощи инвалидам
и лицам с ОВЗ для осуществления возможности вести независимый образ жизни и активно участвовать во всех аспектах жизнедеятельности.
- Услуга тьютора предоставляется в образовательных организациях и заключается в создании условий для успешного включения лиц с ОВЗ в образовательную и социальную среду.
Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность
по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных способностей и интересов обучающихся, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы.
Основная цель вида профессиональной деятельности тьютора выражается в педагогическом сопровождении реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов.
- Должности «ассистент (помощник)», «тьютор» вводятся
в штатное расписание:
6.1. образовательной организации – в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 10 января 2017 года № 10н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» (п. 3.6.1), на основании приказа руководителя образовательной организации, согласно заключению психолого-медико-педагогической комиссии, в котором указано, что ребенок с ОВЗ или с инвалидностью нуждается в помощи тьютора и (или) ассистента (помощника);
6.2. организации социального обслуживания – в соответствии
с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2017 года № 351н «Об утверждении профессионального стандарта «Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ОВЗ», приказом Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28 ноября 2014 года № 26-нп «Об утверждении нормативов штатной численности организаций социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, подведомственных Департаменту социального развития
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», на основании приказа руководителя организации социального обслуживания, согласно заключению бюро медико-социальной экспертизы, в котором указано, что ребенок с ОВЗ или ребенок-инвалид нуждается в помощи ассистента (помощника).
- Условия введения в штатное расписание образовательных организаций должностей «ассистент (помощник)», «тьютор»:
7.1. при получении дошкольного образования детьми с ОВЗ – из расчета по одной штатной единице на каждые 1-5 обучающихся с ОВЗ (лиц, имеющих инвалидность) (приказ № 373);
7.2. при организации образовательной деятельности по адаптированной образовательной программе – из расчета по одной штатной единице на каждые 1-6 обучающихся с ОВЗ (лиц, имеющих инвалидность), которым необходимо сопровождение на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (приказ № 442).
- В штатное расписание организаций социального обслуживания для оказания социальных услуг и/или социального сопровождения вводятся штатные единицы ассистента (помощника) из расчета штатных единиц на количество получателей социальных услуг (индивидуально в каждом учреждении социального обслуживания (приказ № 26-нп)), которым необходимо сопровождение.
- Требования к квалификации тьютора: высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика», стаж педагогической работы не менее 2 лет (постановление Правительства Российской Федерации № 678).
- Требования к квалификации ассистента (помощника): среднее общее образование и краткосрочное обучение, или инструктаж
на рабочем месте, или профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессии рабочих, служащих «Ассистент по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ОВЗ» без предъявления требований к стажу работы (должность «ассистент (помощник)» не относится к должностям педагогических работников). - Граждане, имеющие на содержании лиц, которым необходимы постоянный уход, помощь или надзор (в том числе родители (законные представители) инвалидов) отнесены к гражданам, особо нуждающимся
в социальной защите и испытывающие трудности в поиске работы (Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения ОК-00399, утвержденной Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 17.12.1999 № 545-ст.).
Родители (законные представители) детей-инвалидов, имеющие соответствующие квалификации (пп. 9, 10 настоящего Алгоритма), имеют право на трудоустройство по должностям «ассистент (помощник)», «тьютор», при наличии вакантных мест в образовательных организациях и организациях социального обслуживания (выбор должности определяется родителями (законными представителями) по их желанию), в приоритетном порядке.
- Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи оказывает техническую помощь инвалидам и лицам с ОВЗ, осуществляет уход не только за своим ребенком, но и оказывает помощь другим получателям образовательных или социальных услуг, имеющих нарушения способностей к ориентации, к самообслуживанию,
к передвижению, к общению и другое. - Родители (законные представители) детей-инвалидов, имеющие соответствующие квалификации (пп. 9, 10 настоящего Алгоритма), назначаются на должность «ассистент (помощник)», «тьютор»
и освобождается от должности руководителем организации на основании локальных документов (устава, приказа, трудового договора, должностной инструкции и т.п.). Процедура трудоустройства регламентирована Трудовым Кодексом Российской Федерации. - Оплата труда по должностям «тьютор», «ассистент (помощник)» осуществляется согласно положениям об оплате труда работников образовательной организации или организации социального обслуживания на основании трудового договора (на безвозмездной основе) или договора о возмездном оказании услуги.
- Информация о наличии вакансий «ассистент (помощник)», «тьютор» освещается на официальных информационных ресурсах (сайт, портал) образовательной организации или организации социального обслуживания, в информационно-аналитической системе Общероссийской базе вакансий «Работа в России», на Интерактивном портале Дептруда и занятости Югры.
- Департамент труда и занятости населения Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры организует:
оказание центрами занятости одиноким и многодетным родителям, воспитывающим детей-инвалидов, содействия в трудоустройстве на заявленные образовательными организациями или организациями социального обслуживания вакансии по должностям «ассистент (помощник)», «тьютор»;
при этом, для граждан из числа одиноких и многодетных родителей, воспитывающих детей-инвалидов, при необходимости и соответствии установленным законодательством Российской Федерации о занятости населения условиям направления органами службы занятости на профессиональное обучение, наличии согласия указанных выше граждан на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан, включая обучение в другой местности, под гарантированное трудоустройство на заявленные образовательными организациями или организациями социального обслуживания вакансии «ассистент (помощник)», «тьютор».
- Настоящий Алгоритм действует с 1 мая 2021 года.