О реализации права на трудоустройство по должности «тьютор», «ассистент (помощник)»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алгоритм

действий по реализации права родителей (законных представителей) детей-инвалидов, получающих услуги в образовательных организациях
и организациях социального обслуживания, на трудоустройство
по должности «тьютор», «ассистент (помощник)»

(далее – Алгоритм)

 

  1. Настоящий Алгоритм разработан на основании:

Федеральных законов:

от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании);

от 28 декабря 2014 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации»;

от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения
в Российской Федерации»;

постановления Правительства Российской Федерации от 8 августа                 2013 года № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» (далее – постановление Правительства Российской Федерации № 678);

приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 года № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (далее — приказ № 761н);

приказов Министерства просвещения Российской Федерации:

от 31 июля 2020 года № 373 «Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (далее – приказ № 373);

от 28 августа 2020 года № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (далее — приказ № 442).

приказов Министерства труда Российской Федерации:

от 10 января 2017 года № 10н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» (далее — приказ № 10н);

от 12 апреля 2017 года № 351н «Об утверждении профессионального стандарта «Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ОВЗ» (далее — приказ № 351н);

писем Министерства просвещения Российской Федерации:

от 20 февраля 2019 года № ТС-551-07 «О сопровождении образования обучающихся с ограниченными возможностями и инвалидностью»;

от 7 февраля 2019 года № ВБ-234/07 «О направлении информации»;

постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 5 октября 2018 года № 343-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Поддержка занятости населения»»;

приказов Департамента социального развития
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры:

от 28 ноября 2014 года № 26-нп «Об утверждении нормативов штатной численности организаций социального обслуживания
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, подведомственных Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (далее – приказ № 26-нп);

от 28 февраля 2017 года № 03-нп «Об утверждении системы оплаты труда работников государственных учреждений, подведомственных Депсоцразвития Югры, оказывающих социальные услуги»
(далее – приказ № 03-нп);

иных нормативных правовых актов и распорядительных документов, регламентирующих норму права по вопросам трудоустройства граждан в образовательных организациях
и организациях социального обслуживания на должности «тьютор», «ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам
и лицам с ОВЗ» (далее – «ассистент (помощник)»).

  1. Алгоритм определяет условия и порядок реализации права родителей (законных представителей) детей-инвалидов
    на трудоустройство в образовательных организациях и организациях социального обслуживания по должностям «тьютор» и «ассистент (помощник)» в целях создания необходимых условий для:

получения без дискриминации качественного образования лицами
с ОВЗ и лицами, имеющими инвалидность, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц методов, технологий и способов общения;

оказания социальных, реабилитационных, абилитационных услуг по обеспечению основных жизненных потребностей детей в силу заболевания, травмы, наличия инвалидности или нуждаемости в уходе.

  1. Под специальными условиями для получения образования лиц
    с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ, методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного
    и индивидуального пользования, проведение групповых
    и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе предоставление услуг ассистента (помощника) и тьютора.
  2. Услуга ассистента (помощника) предоставляется
    в образовательных организациях и организациях социального обслуживания и заключается в обеспечении сопровождения и оказания технической помощи лицам с ОВЗ при организации обучающих мероприятий и предоставлении социальных услуг.

Основная цель вида профессиональной деятельности ассистента (помощника) выражается в оказании технической помощи инвалидам
и лицам с ОВЗ для осуществления возможности вести независимый образ жизни и активно участвовать во всех аспектах жизнедеятельности.

  1. Услуга тьютора предоставляется в образовательных организациях и заключается в создании условий для успешного включения лиц с ОВЗ в образовательную и социальную среду.

Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность
по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных способностей и интересов обучающихся, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы.

Основная цель вида профессиональной деятельности тьютора выражается в педагогическом сопровождении реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов.

  1. Должности «ассистент (помощник)», «тьютор» вводятся
    в штатное расписание:

6.1. образовательной организации – в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 10 января 2017 года № 10н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» (п. 3.6.1), на основании приказа руководителя образовательной организации, согласно заключению психолого-медико-педагогической комиссии, в котором указано, что ребенок с ОВЗ или с инвалидностью нуждается в помощи тьютора и (или) ассистента (помощника);

6.2. организации социального обслуживания – в соответствии
с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2017 года № 351н «Об утверждении профессионального стандарта «Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ОВЗ», приказом Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28 ноября 2014 года № 26-нп «Об утверждении нормативов штатной численности организаций социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, подведомственных Департаменту социального развития
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», на основании приказа руководителя организации социального обслуживания, согласно заключению бюро медико-социальной экспертизы, в котором указано, что ребенок с ОВЗ или ребенок-инвалид нуждается в помощи ассистента (помощника).

  1. Условия введения в штатное расписание образовательных организаций должностей «ассистент (помощник)», «тьютор»:

7.1.   при получении дошкольного образования детьми с ОВЗ – из расчета по одной штатной единице на каждые 1-5 обучающихся с ОВЗ (лиц, имеющих инвалидность) (приказ № 373);

7.2.   при организации образовательной деятельности по адаптированной образовательной программе – из расчета по одной штатной единице на каждые 1-6 обучающихся с ОВЗ (лиц, имеющих инвалидность), которым необходимо сопровождение на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (приказ № 442).

  1. В штатное расписание организаций социального обслуживания для оказания социальных услуг и/или социального сопровождения вводятся штатные единицы ассистента (помощника) из расчета штатных единиц на количество получателей социальных услуг (индивидуально в каждом учреждении социального обслуживания (приказ № 26-нп)), которым необходимо сопровождение.
  2. Требования к квалификации тьютора: высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика», стаж педагогической работы не менее 2 лет (постановление Правительства Российской Федерации № 678).
  3. Требования к квалификации ассистента (помощника): среднее общее образование и краткосрочное обучение, или инструктаж
    на рабочем месте, или профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессии рабочих, служащих «Ассистент по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ОВЗ» без предъявления требований к стажу работы (должность «ассистент (помощник)» не относится к должностям педагогических работников).
  4. Граждане, имеющие на содержании лиц, которым необходимы постоянный уход, помощь или надзор (в том числе родители (законные представители) инвалидов) отнесены к гражданам, особо нуждающимся
    в социальной защите и испытывающие трудности в поиске работы (Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения ОК-00399, утвержденной Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 17.12.1999 № 545-ст.).

Родители (законные представители) детей-инвалидов, имеющие соответствующие квалификации (пп. 9, 10 настоящего Алгоритма), имеют право на трудоустройство по должностям «ассистент (помощник)», «тьютор», при наличии вакантных мест в образовательных организациях и организациях социального обслуживания (выбор должности определяется родителями (законными представителями) по их желанию), в приоритетном порядке.

  1. Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи оказывает техническую помощь инвалидам и лицам с ОВЗ, осуществляет уход не только за своим ребенком, но и оказывает помощь другим получателям образовательных или социальных услуг, имеющих нарушения способностей к ориентации, к самообслуживанию,
    к передвижению, к общению и другое.
  2. Родители (законные представители) детей-инвалидов, имеющие соответствующие квалификации (пп. 9, 10 настоящего Алгоритма), назначаются на должность «ассистент (помощник)», «тьютор»
    и освобождается от должности руководителем организации на основании локальных документов (устава, приказа, трудового договора, должностной инструкции и т.п.). Процедура трудоустройства регламентирована Трудовым Кодексом Российской Федерации.
  3. Оплата труда по должностям «тьютор», «ассистент (помощник)» осуществляется согласно положениям об оплате труда работников образовательной организации или организации социального обслуживания на основании трудового договора (на безвозмездной основе) или договора о возмездном оказании услуги.
  4. Информация о наличии вакансий «ассистент (помощник)», «тьютор» освещается на официальных информационных ресурсах (сайт, портал) образовательной организации или организации социального обслуживания, в информационно-аналитической системе Общероссийской базе вакансий «Работа в России», на Интерактивном портале Дептруда и занятости Югры.
  5. Департамент труда и занятости населения Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры организует:

оказание центрами занятости одиноким и многодетным родителям, воспитывающим детей-инвалидов, содействия в трудоустройстве на заявленные образовательными организациями или организациями социального обслуживания вакансии по должностям «ассистент (помощник)», «тьютор»;

при этом, для граждан из числа одиноких и многодетных родителей, воспитывающих детей-инвалидов, при необходимости и соответствии установленным законодательством Российской Федерации о занятости населения условиям направления органами службы занятости на профессиональное обучение, наличии согласия указанных выше граждан на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан, включая обучение в другой местности, под гарантированное трудоустройство на заявленные образовательными организациями или организациями социального обслуживания вакансии «ассистент (помощник)», «тьютор».

  1. Настоящий Алгоритм действует с 1 мая 2021 года.

 

 


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Я даю согласие на обработку моих персональных данных